Проект внедрения Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, (далее – Программа) представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.
Программа является мерой государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14.06.2022 № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ от 25.05.2022).
Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.
Просветительская деятельность осуществляется вне реализации образовательных программ, поэтому Программа просвещения не является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.
-
Информационная справка
Цель просвещения родителей (законных представителей)
Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства, обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка, обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи, а также информирование о правах родителей и государственной поддержке семей с детьми дошкольного возраста.
Основные задачи программы
- Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
- Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
- Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
- Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком.
- Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
- Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.
Сроки внедрения программы
2024-2030 гг.
Ответственные разработчики
- Оболенская Л.В. – заведующий МБДОУ № 177, руководитель внедрения программы
- Шляхина О.Н. – старший воспитатель МБДОУ № 177, координатор (корпус 1)
- Жукова Н.В. – методист МБДОУ № 177, координатор (корпус 2)
-
Нормативные документы
-
Методические материалы
Практика просвещения родителей (законных представителей)
-
Путеводитель просветительских материалов
- Видеоматериалы: Воспитатели России
- Просветительские вебинары для родителей (ИРЗАР)
- Инфографики (памятки) по Программе просвещения (ИРЗАР)
- Инфографики по тематикам (ИРЗАР)
- Рубрика «Обзор полезных книг» (ИРЗАР)
- «Особый ребенок»
- «Особое право»
- «Инклюзивный ресурс»
- «Мир особых возможностей»
- «Родители особого ребенка»
- «Психологическая поддержка»
- «Я – родитель»
-
Вы спрашиваете – мы отвечаем
Вопрос № 1:
- Как поддержать ребенка возраст дочери 4 года, если дети не берут её с собой в игру? Дочь хотела принять участие в игре на детской площадке, но дети ей отказали. Как родителям утешить ребенка и как объяснить случившееся?
Ответ педагога-психолога Жирновой Д.В.:
- Когда случаются подобные ситуация, то в первую очередь важно быть рядом с ребенком. В момент пиковых и бурных эмоций крайне важно показать ребенку, что вы его понимаете. Разделите с ребенком его эмоции, Скажите, что не только понимаете, но и разделяете и ним его чувства. "Мне бы тоже было обидно, если бы меня не взяли в игру". Не занимайте осуждающую позицию, дать оценку действия можно, но не оценивать других детей, отказавших в игру вашему ребенку. Когда бурные эмоции утихнут и ребенок успокоится, объясните что у каждого есть право на выбор: с кем он хочет общаться, а с кем нет.
Вопрос № 2:
- Как родители могут поддержать детскую субкультуру в домашних условиях?
Ответ учителя-дефектолога Артемовой Е.Ф.:
Родители могут поддерживать детскую субкультуру, участвуя в совместных играх, читая народные сказки, устраивая семейные вечера с песнями и танцами. Также полезно привлекать детей к созданию самодельных игрушек и участию в традиционных праздниках.
Семейные мероприятия способствуют укреплению семейных связей и передачи культурных ценностей. Исследование ФГОС ДО подтверждает важность активного участия родителей в образовательной деятельности.
Вопрос № 3:
- Какие элементы детской субкультуры наиболее полезны для развития ребенка?
Ответ учителя-дефектолога Артемовой Е.Ф.:
Элементы детской субкультуры, такие как народные игры, сказки, песни и танцы, особенно полезны для развития ребенка. Они способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию, а также помогают сохранять культурное наследие. Например, народные игры развивают моторику, командные навыки и умение следовать правилам, а сказки и песни обогащают словарный запас и развивают воображение.
Исследования показывают, что традиционные формы детской субкультуры положительно влияют на когнитивные и социальные навыки детей. Например, работа Л.С. Выготского подчеркивает важность игры в развитии ребенка.
Вопрос № 4:
- Почему важно сохранять и передавать элементы детской субкультуры?
Ответ учителя-дефектолога Артемовой Е.Ф.:
Сохранение и передача элементов детской субкультуры способствует формированию культурной идентичности, развивает уважение к традициям и помогает детям лучше понимать окружающий мир. Это также поддерживает преемственность поколений и сохраняет национальные ценности.
Этнографические исследования подтверждают, что детские игры и фольклор играют ключевую роль в социализации и культурной идентификации детей. Работа В.П. Аникина иллюстрирует это.
Вопрос № 5:
- Мой ребенок часто рассказывает про какие-то секретные слова, игры, которые только они, дети, знают. Меня это немного беспокоит, не означает ли это, что он от меня что-то скрывает?
Ответ педагога-психолога Жирновой Д.В.:
- Это совершенно нормальная часть детской субкультуры! Дошкольники создают свой собственный мир, где есть свои правила, язык, секреты. Это помогает им чувствовать себя частью группы, развивает социальные навыки, учит сотрудничать и защищать свои границы. Важно, чтобы ребенок понимал, что у него есть свой мир, но при этом сохранялась открытость в отношениях с вами. Поощряйте его рассказывать об этом, но не настаивайте, если он не хочет делиться. Помните, что это этап развития, который способствует формированию его личности.
Вопрос № 6:
- Наш сын стал говорить странные слова, иногда даже грубые, которые мы раньше от него не слышали. Я подозреваю, что это влияние других детей. Как нам на это реагировать?
Ответ педагога-психолога Жирновой Д.В.:
- Действительно, дети могут заимствовать слова и выражения друг у друга. Важно понять, откуда берутся эти слова. Поговорите с ребенком, объясните, почему эти слова неуместны, особенно в общении со взрослыми. Объясните, что существуют правила этикета и вежливой речи. Если это происходит постоянно, поговорите с воспитателем, возможно, стоит обратить внимание на круг общения вашего ребенка в детском саду. Не стоит ругать ребенка за отдельные слова, лучше акцентировать внимание на том, что такое поведение может ранить других людей.
Вопрос № 7:
- Дочка начала говорить про какие-то "смешные" правила, которые она должна соблюдать в игре с друзьями, а я их не понимаю. Это нормально? Нужно ли мне как-то участвовать в этом?
Ответ педагога-психолога Кияшко В.Л.:
- Да, это совершенно нормально. Дети сами придумывают правила, которые поддерживают атмосферу игры, создают ощущение сплоченности и помогают им ориентироваться в игровом процессе. Не стоит вмешиваться в эти правила, если они не нарушают безопасность и не являются агрессивными. Постарайтесь просто слушать, проявлять интерес, задавать вопросы, чтобы лучше понимать мир вашего ребенка. Если вам кажется, что эти правила противоречат нормам этики, тактично объясните это ребенку.
Вопрос № 8:
- Недавно узнала, что дети в группе дразнят друг друга какими-то обидными прозвищами. Меня это очень расстроило. Как с этим бороться?
Ответ педагога-психолога Жирновой Д.В.:
- К сожалению, это один из негативных аспектов детской субкультуры, с которым сталкиваются многие родители. Важно поговорить с ребенком о том, как это его касается, если он является участником или свидетелем. Объясните, что дразниться – это плохо, что это может обидеть другого человека. Поощряйте ребенка проявлять эмпатию, сочувствие. Обратитесь к воспитателю, чтобы обсудить эту ситуацию и предпринять совместные меры по формированию толерантного отношения друг к другу в группе. Важно помнить, что профилактика подобных ситуаций включает обучение детей уважению, умению выражать свои эмоции и разрешать конфликты мирным путем.
Вопрос № 9:
- Как мне помочь своему ребенку, если он хочет быть "своим" в детском коллективе, но не знает, как это сделать?
Ответ педагога-психолога Кияшко В.Л.:
- Поддержите его стремление к общению и социализации. Расскажите ему о важности дружбы и умении находить общий язык с другими детьми. Помогите ему развивать коммуникативные навыки: учите его слушать, задавать вопросы, выражать свои мысли. Организуйте встречи с другими детьми, чтобы он мог практиковаться в общении. Обсуждайте с ним ситуации из детского сада, помогайте ему анализировать поведение других детей и находить оптимальные способы взаимодействия. Главное – поддерживайте его уверенность в себе и веру в свои силы.
-
Пространство родительских инициатив
Пространство родительских инициатив МБДОУ № 177 на 2025-2026 год
Цель
- Повышение качества образования и воспитания;
- Создание позитивной атмосферы сотрудничества;
- Повышение родительской педагогической компетентности;
- Укрепление детско-родительских отношений, создание доверительной атмосферы в семье.
Основные направления
- Уважаемые родители! Вы можете принять участие в организации праздников, досуговых мероприятий, спортивных соревнований, выставок, экскурсий и других событий, которые проводятся в ДОУ, социальных и благотворительных акциях (Рождественской и Пасхальной благотворительных ярмарках, акциях «Письмо солдату», «Посылка солдату» и др.) А также, в конкурсном движении «Браво, дети!», «Юный мастер», «Школа маленьких патриотов», комиссии «За безопасность движения», инициативной группе «Родительский патруль».
- В мастерской «Семейные традиции» - провести мероприятие «Вечер маминой сказки», «Герои нашей семьи», «Гость группы» (рассказать о своей профессии). Принять участие в проектах:
- «Проекты воспитания гибких компетенций детей дошкольного возраста»
- «16 ноября – международный день толерантности» (ноябрь)
- «День добрых дел» (апрель)
- «Ниточки добра» (октябрь, апрель)
- «Путешествие по Ростову-на-Дону» (семейный альбом) (март-апрель)
- Вы можете помочь группе в создании развивающей среды, изготовлении дидактических материалов, ремонте мебели, благоустройстве территории.
- Вы можете принять участие в проведении краткосрочных практик, консультаций и тренингов по актуальным вопросам воспитания и развития детей, а также приглашать специалистов для проведения занятий.
- Стать активным участником родительского комитета, инициативной группы «Ответственный родитель», помогать в организации различных мероприятий, в проведении «Дней родительской инициативы», решать организационные вопросы, представлять интересы родителей.
Пространство родительских инициатив в МБДОУ – это важный шаг к укреплению взаимодействия между семьей и детским садом, повышению качества воспитательно-образовательного процесса и созданию благоприятной атмосферы для развития детей.
-
Цифровой помощник
Артемова Е.Ф.
- "По страницам детства"
- "Приключения семьи Ивановых"
- "Логоритмические упражнения для совместной активности родителей и детей"
- "Интерактивное занятие для родителей и детей с элементами музыкального сопровождения и двигательной активности"
- "Квест для родителей"
Бурыкина Т.В.
- Краткосрочная образовательная практика: "Апсайклинг-технологии" в работе с родителями с детьми с ТНР
- Современные образовательные технологии речевого развития детей с ТНР
- "От речевых зон мозга к речи"
Цой О.В.
- Информация из других разделов
-
Развитие и воспитание детей в семье
-
Кейс "Я – родитель"
- Тест "Я и мой ребенок"
- Тест "Какой Вы родитель?"
- Тест "Понимаете ли вы своего ребенка?"
- Анкета для родителей "Стратегия воспитания ребенка в семье"
- Анкета для родителей "Запросы родителей"
- Анкета для родителей "Ответственное родительство"
- Анкета для родителей "Нравственные ценности"
- Опросник "Наказания в воспитании"
- Опросник "Духовно-нравственное воспитание"
Практика просвещения родителей для педагогов
-
Лучшие практики
-
Статьи
- Краткосрочная образовательная практика: "Апсайклинг-технологии" в работе с родителями детей с ТНР
- Программа психолого-педагогического сопровождения "Пространство детской субкультуры как «зона психологического укрытия" детей дошкольного возраста"
- Практика просвещения родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций: "По страницам детства"