Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

В Советском районе города Ростова-на-Дону функционирует Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: Центр диагностики и консультирования Советского района города Ростова-на-Дону

Адрес 344015, г.Ростов-на-Дону, ул. 339-й Стрелковой дивизии, 17/3
Телефоны (863) 225-07-52, 225-29-58
E-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Официальный сайт http://www.cdk-srnd.su
Директор Центра Наконечная Татьяна Викторовна
Время работы Центра
Понедельник-пятница - с 9.00 до 18.00 (перерыв - с 13.00 до 14.00)

Уважаемые родители! На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Детский сад № 177" действует консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей, не посещающих детский сад.

У нас вы можете получить бесплатные консультации: старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, преподавателя изобразительной деятельности, медицинской сестры.

Наши консультации направлены на оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержку всестороннего развития личности детей.

В нашем консультативном пункте вы можете получить ответы на следующие вопросы:

  • Развитие ребенка от 0 до 3-х лет
  • Раннее развитие двигательного интеллекта ребенка
  • Раннее изучение иностранного языка
  • Как подготовить ребенка к детскому саду?
  • Влияние семейного воспитания на развитие ребенка
  • Как сохранить и укрепить здоровье ребенка
  • Какую игру и игрушку выбрать ребенку и как играть с ребенком?
  • Как активизировать речь ребенка?
  • Как помочь вашему ребенку справиться с трудностями в общении?
  • Как помочь ребенку в период адаптации.
  • Как вести себя с гиперактивным ребенком?
  • Как выявить и развивать творческие способности у ребенка?
  • Как помочь тревожному ребенку?
  • Готов ли Ваш ребенок к школе?

На эти и другие вопросы вам ответят квалифицированные специалисты нашего консультативного пункта.


Расписание работы консультативного пункта

Вторник - с 14.00 до 19.00 (Прием родителей с детьми ведется по предварительной записи)

На консультацию к специалистам можно записаться по телефону: (863) 222-54-01

Также вы можете задать интересующий вас вопрос, написав письмо на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Памятки и рекомендации по безопасности в весенне-летний период

Искусство быть родителем

03Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказывая, подумайте: зачем?

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать...
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
  • За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу. Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем ни бывало. О старых грехах ни слова.
  • Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Проблема жестокого обращения с детьми и пути ее решения

04Насилие это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.

Жестокое и/или пренебрежительное обращение с детьми – это типичное проявление насилия по отношению к детям, которое может поставить под угрозу выживаемость ребенка и оказать вредное воздействие на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное развитие, что приводит к печальным последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки зрения благополучия будущего поколения, в частности. Наша конечная цель – сделать все для того, чтобы наши дети могли расти и развиваться в мире, свободном от всех видов насилия.

Исследование проблем насилия по отношению к детям, включая жестокое обращение, оставление в опасных условиях (преднамеренно или случайно) и доведение их до самоубийства, представляет особый интерес с точки зрения права ребенка на жизнь и уход со стороны родителей или других взрослых, их заменяющих.

Почти ежедневно в средствах массовой информации мы слышим или читаем отчеты о трагических несчастных случаях с детьми: они погибают в пожарах, тонут, падают с высоты или являются жертвами несчастных случаев. Они подвергаются жестокому обращению, изнасилованию или страдают от постоянных травм. Согласно российскому законодательству, ответственность за совершение преступления является более высокой, если преступление совершено по отношению к ребенку.

На основании данных о смертности и несчастных случаях среди детей в России можно сделать вывод о том, что жизнь ребенка недостаточно охраняется государством, главным образом в связи с тем, что эта проблема не рассматривается с точки зрения отсутствия родительской заботы в отношении жизни и здоровья их детей.


Профилактика жестокого обращения с детьми

За последние 35 лет на вопросы жестокого обращения с детьми стало обращаться более пристальное внимание со стороны общества и специалистов. Эпидемиологические исследования ряда стран свидетельствуют о том, что жесткое обращение с детьми является более распространенным, чем считалось. Кроме того, различные исследования показывают, что жестокое обращение с детьми может быть связано с серьезными проблемами развития, с социальными и эмоциональными проблемами в будущей жизни детей, которые становятся жертвами такого обращения. Становится очевидной необходимость профилактики этой проблемы, что объясняется следующими тремя основными причинами:

  1. Ценностное отношение к отдельному человеку, субъективные страдания виктимизированных детей.
  2. Распространенность этой проблемы требует действий, выходящих за пределы оказания помощи одному отдельному ребенку.
  3. Долгосрочные последствия жестокого обращения с детьми (например, упомянутые выше) обычно требуют конкретных программ для их преодоления, а это означает выделение значительных государственных средств.

Различные формы жестокого обращения с детьми являются трудноразрешимой и сложной проблемой, требующей согласованных усилий со стороны ряда систем – социального обеспечения, здравоохранения, просвещения, полиции и судопроизводства, – все из которых имеют полномочия для решения этой проблемы.

В широком смысле имеется четыре вида или категории плохого обращения с детьми:

  • Физическое насилие (относится к применению физической силы, которое может привести к различного рода физическим травмам).
  • Сексуальное насилие (относится к вовлечению детей и подростков в сексуальную деятельность с людьми более старшего возраста без понимания ими того, что они делают, и/или без их согласия).
  • Эмоциональное насилие (по отношению к ребенку включает такие виды поведения, как сильное унижение, вопиющее нарушение и интимной сферы ребенка, постоянное порицание, сильные наказания и т.д.).
  • Пренебрежение (отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле).


Предупреждение жесткого обращения с детьми

Главная цель состоит в расширении осознания и знаний населения в отношении масштабов этой проблемы и ее последствий. Изменение отношения населения к проблеме жестокого обращения с детьми наверняка приведет к социальным и юридическим реформам.

Следует разработать различные учебные программы, направленные на родителей и включающие просвещение по вопросам развития ребенка, основанные на существующих накопленных профессиональных знаниях, а также содержащие конкретные руководства по действиям родителей по отношению к ребенку в зависимости от ситуации и уровня развития ребенка.

Следует разработать профилактические программы для детей, которые включают такие элементы, как право ребенка сказать «нет», законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности. Предпочтительно, чтобы такие программы использовались в широко посещаемых местах, включая школы, центры по месту жительства или центры общественного здравоохранения, и чтобы они действовали не на разовой, а на постоянной основе.

Следует детально оценить и глубоко продумать ряд вопросов. К ним относятся такие вопросы, как обязательное сообщение о случаях жестокого обращения с ребенком, обязательное наказание и альтернативы для тюремного заключения, исковая давность, свидетельства экспертов, степень воздействия на детей, ставших жертвами, уголовное расследование по отношению к лицу, совершившему преступные действия, и вопрос государственной ответственности за обеспечение дальнейшей защиты ребенка и необходимого реабилитационного лечения.

Системы просвещения и здравоохранения участвуют в выявлении и определении случаев плохого обращения с ребенком и обычно сообщают и передают информацию о таких случаях в другие места. Имеются также учреждения, которые отвечают за охрану ребенка, за обеспечение лечения и другие услуги для детей, которые являются жертвами жестокого обращения, и/или для их семей (например, учреждения охраны психического здоровья, различные социальные службы, службы по месту жительства/попечительские службы). Все работники таких систем должны пройти подготовку с тем, чтобы ознакомиться с основными характеристиками этой проблемы, узнать о наличии соответствующих служб и способах их использования, а также понять некоторые юридические аспекты, связанные с этой проблемой.

Важным и кропотливым делом является социальная защита детей-инвалидов, особенно тех, кто вследствие своего заболевания, отклонений в психическом развитии, ограниченной способности к самообслуживанию воспитывается и обучается дома. Родители этих детей – молодые семьи и одинокие матери сталкиваются не только с медицинскими, экономическими, а и с социальными проблемами.
Социальные службы сосредотачивают свою деятельность на вопросах социально-педагогической помощи семьям, в которых есть дети-инвалиды и молодые инвалиды, исполняя роль посредника между инвалидами и членами семьи, педагогами, друзьями и другими социальными институтами.


В заключении выделим меры по борьбе с жестоким обращением в отношении детей:

  • Необходимо создать разнообразные «горячие линии» связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти «горячие линии» обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей.
  • Важным «инструментом» является использование различных средств массовой информации.
  • Широкое использование телевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведения систематической кампании по предупреждению жестокого обращения с детьми.
  • Можно опубликовывать специальные статьи по проблемам, связанным с жестоким обращением с детьми, в детских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации, ориентированных на детей.

Проблема жестокого обращения с детьми представляет собой классическое пересечение индивидуальных, семейных и общественных проблем. Предотвращение жестокого обращения с детьми является огромной задачей. Процесс ее решения является медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний, убеждений и терпения.

Как научить ребенка владеть собой?

06Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя. (Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

  • Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
  • Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).
  • Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
    1.Что тебя может разозлить?
    2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
    3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
    4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
    5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
    6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
    7. Какие слова для тебя самые обидные?
    Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.


Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения:

  1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
  2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
  3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
  4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
    Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
    Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
    – чашка (в нее можно кричать);
    – тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
    – листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
    – карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
    – пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
    – подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.  (Все эти «чудо-вещи» могут быть использованы и взрослыми!!!)
  5. Средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
  6. Игра «Обзывалки».
    Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты – одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
    Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «редиской» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.


Учите управлять ребенка своими эмоциями (с пяти лет):

  • Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
  • Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
  • Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Как преодолеть страх?

05У всех детей возникают страхи. Одни дети боятся темноты, другие чудовищ под кроватью, третьи – старушек, и так далее. Родители, прежде чем попытаться помочь ребенку, должны разобраться, почему боится ребенок и почему возник этот страх.

Не следует:

  • Запирать его одного в тёмной или тесной комнате.
  • Бить по рукам, по голове и лицу.
  • Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделает».
  • Пугать животными.
  • Заставлять неподвижно лежать, сидеть, стоять и т.д.
  • Объявлять ребенку бойкот.

Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое – тепла и ласки.

Если ребёнок боится, нельзя:

  • Смеяться над ним, называть трусишкой.
  • Высмеивать, особенно при других детях.
  • Наказывать за страх.

Если ребенок боится бабу Ягу, ведьму, страшилу и др., то нужно:

  • Предложить нарисовать их.
  • Поиграть в сказочных героев.

Если ребенок боится темноты:

  • Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
  • Можно совершить путешествие по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые могут понадобиться ночью.
  • Придумать игру, в ходе которой нужно входить в темную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые в темной комнате.

Если ребенок боится собак:

  • Купите ему игрушечную собаку, которую он может трогать, играть.
  • Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребенку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребенком, чтобы он не тревожился.

Перед сном нельзя:

  • Устраивать шумные игры.
  • Смотреть страшные фильмы.
  • Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.

Перед сном надо:

  • Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, зайчат, гномов.
  • Спокойно разговаривать.
  • Создавать обстановку мира, покоя и уюта.

Полезные советы

07Хорошо или плохо идет воспитание — об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребенок сказать: «Я счастлив!».

Ваш ребенок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребенка.

Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку. Чаще говорите ребенку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся!».

Защищать или не защищать своего ребенка от обидчиков — один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять, и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идет воспитание.

Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину — создавайте такую необходимость в доме.

Никогда не попрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим, поим».

Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

Самое трудное в воспитании — научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии.

Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты»... Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

Как справиться с вредными привычками у ребенка?

08B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение.

У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее – несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним – это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка, и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: «Не вертись», «Вынь палец изо рта», «Не грызи ногти» и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое «неправильное» поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна – малыш просто «подсмотрел» такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является, видимо, сосание пальца. Выше уже говорилось, что сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до «детсадовского» возраста требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому, прежде всего, родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.

Каким образом можно отучить ребенка от этой привычки? Часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать, спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.

Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных «беспроблемных» детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.

Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.

Как уже говорилось, вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

02Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка в словесной форме
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая


Защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст.56)
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
  • немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка.


Четыре заповеди мудрого родителя

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
    Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
  2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
    Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2-го подъезда непревзойденно играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребенка, а в ответ похвалиться нечем – лучше все равно что-нибудь скажите.
  3. Перестаньте шантажировать.
    Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
  4. Избегайте свидетелей.
    Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.


Способы открыть ребенку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребенком нет и не может быть запрещенных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребенок не может быть плохим, потому что он ребенок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребенку свою любовь:

  1. Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
  2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
  3. Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.